Психодиагностика и психокоррекция репродуктивной сферы

 

По данным статистики более 20% пар бесплодны по психологическим причинам. Если рассматривать бесплодие с точки зрения женщины, то проблемы могут быть заключены в непринятии ролей женщины или матери, или их обеих одновременно. Например, роль женщины может быть не привлекательной, а роль матери – желанной, а может быть обременительной или даже опасной. Если по какой-то причине какая-либо из ролей не принимается, то репродуктивная система «избегает» выполнения этих ролей в виде определенных психосоматических защит. Например, при неудовлетворительных сексуальных отношениях возникают различного рода заболевания наружных половых органов, которые иногда носят хронический и трудно поддающийся лечению характер и помогают избегать того, что не доставляет радости. Когда роль матери кажется пугающей, бывают выкидыши, внематочная беременность или различного рода воспалительные процессы. При отсутствии внутренних и внешних ресурсов для рождения ребенка возникают миома матки, полипы, предменструальный синдром, нарушение пищевого поведения (булимия).

Рассмотрим сначала проблему принятия женщины своей женской роли. Статистика гинекологических заболеваний просто удручает: каждая вторая современная россиянка в возрасте от 18 до 50 лет имеет гинекологическое заболевание, а гинекологическая онкология - у каждой пятой женщины. Подростковая заболеваемость девочек в некоторых районах России даже превышает заболеваемость взрослых. Вряд ли это нас утешит, но такая неблагоприятная обстановка сложилась не только в России, но и во всем западном мире. Негативное отношение к материнству проявляется в росте числа абортов, снижении рождаемости и в увеличении количества детей-сирот.

Посмотрите, какие образы женщин нам навязывают СМИ и киноиндустрия: кукла Барби, Никита или Лара Крофт, либо это профессионал или бизнес-леди. Образ профессионала не исключает и образ профессионалки древнейшей профессии в различных вариантах: она либо продается, либо продается очень дорого. Все эти персонажи никак не связаны с традиционными образами женщины и матери. Первая в силу нежизнеспособности организма с такими физическими параметрами, а остальные – с образом жизни.

Как показывают многочисленные исследования, женщины в возрасте от 20 до 45 лет противопоставляют социальную успешность и семейную жизнь. Они часто противопоставляют социальную активность и семью, а сексуальную жизнь часто связывают только с рождением ребенка.

Двойной стандарт в отношениях между мужчиной и женщиной, доставшийся нам от предков, отрицал женщину как личность, отнимал ее право на сексуальность и до сих пор продолжает мешать нормальным отношениям между мужчинами и женщинами. К сожалению, женщины хотя и возмущаются таким отношением к себе, но не свободны от существующих многовековых стереотипов, о чем говорит связь сексуальности только с деторождением, но не с мужчиной.

Для женщин важно доверие партнеру и взаимопонимание. Однако в конфликтах у них чаще, чем у мужчин, проявляются установки, которые мешают решить конфликт мирным путем. В браке и мужчины и женщины ориентируются больше на долг, чем на удовольствия, а игнорирование сексуальных потребностей также часто приводит к конфликтам. Практика показывает, что супруги часто стесняются обсуждать подобные проблемы. Несмотря на то, что женщины более общительны, чем мужчины, страх отвержения у них выше, и они более склонны жертвовать своими интересами. Эти жертвы часто приводят к различным психосоматическим заболеваниям. Ориентация на социальную активность и достижения у женщин выше, чем у мужчин во всех возрастных группах, можно сказать, что женщины стремятся быть лучшими мужчинами, чем мужчины. Это приводит к пренебрежению своей природой и проблемам здоровья в репродуктивной сфере. Нельзя сказать, что женщины не заинтересованы в семье, но часто это стремление вступает в противоречие со стремлением к независимости. Это явление Карен Хорни – известный психоаналитик, называет «комплексом маскулинности у женщин», он способствует отвержению мужчины как сексуального партнера что, в свою очередь, формирует чувство собственной неполноценности. В социальном же плане это воспринимается как воздержанность или целомудрие, что хорошо объясняет связь сексуальности только с рождением ребенка.

Можно выделить три группы женщин, у которых конфликт между работой и семьей имеет свои особенности. Так женщины первой группы, автономные и самодостаточные часто небрежно относятся к своему здоровью, семья для них находится часто на втором плане. Они строят карьеру, а биологическое время для рождения ребенка уходит. Когда они спохватываются, у них масса проблем в репродуктивной сфере. Вторая группа женщин – это женщины, неудовлетворенные жизнью, с завышенным стремлением к достижениям, больше занятые прошлым. Семья и дети им скорее в тягость, чем в радость. Третья группа женщин жизнью довольна, но эта удовлетворенность не связана ни с интересной работой, ни со счастливой семейной жизнью.

В психологической литературе достаточно много говорится о кризисе мужественности у мужчин, по-видимому, можно уже говорить не только о кризисе женственности у женщин, но вообще мужественности-женственности. Они не хотят соответствовать стереотипным представлениям о женщине, которые определяют ее как существо второго сорта, Женщины не хотят назад в патриархат, а как жить сейчас, не знают, что приводит к тому, что заодно с водой выплескивается ребенок.

«На Руси называли любимого мужчину — «Свет очей моих», потому что мужчина — это Путь, это стрела, указывающая на восхождение. Любящая женщина восхищенно смотрит на своего любимого, как на свет, который помогает ей не забыть себя. А женщину звали — «Душа моя». Потому что она напоминает то, ради чего только и есть смысл двигаться этим Путём. Всё только для души. Нет смысла ни в чем: ни в войнах, ни свершениях, ни в познании, ни в способностях — если забыта душа».

К сожалению, в русской дохристианской мифологии отразились скорее духовные аспекты мужско-женских отношений и независимость женщины, чем ее какие-то особенные женские качества. В христианских представлениях, описанных в «Домострое» отца Сильвестра – наставника Ивана Грозного, от женщины требовалось в основном умение вести домашнее хозяйство. В качестве примера в сокращенном виде приведены русские исторические стереотипы, собранные по разным источникам.

Мифологический тип славян дохристианской Руси. Независима от мужа, имела землю и села и свободно распоряжалась ими. Храбро дралась рядом с мужем, обладала мудростью, знала тайны, недоступные мужчинам. Являлась носительницей любви, мира и всепрощения. Правила, судила и рядила, предписывала законы и настаивала на их исполнении наравне с мужчинами.

Национальный тип по Домострою. Должна слугам работу на весь день дать, должна знать, уметь и слуг научить:

как сеять муку, как квашню замесить, хлебы скатать да испечь пироги, да знала бы, из какого количества сколько чего должно получиться;

как стирать, всему счет знать самой, ветхое залатать осторожно;

как сделать пивной, медовый, винный припас поварский и хлебный;

как рубашку сшить, выкроить и примерить.

В индуистской мифологии, которая лучше, чем славянская, сохранилась в письменных источниках, говорится о том, что женщина дает мужчине энергию, без которой он ничего не может эффективно делать. Ее образ связывается с пятью стихиями - землей, водой, огнем, воздухом и эфиром, которые определяют особенности ее сексуальности.

Земля. Любовь носит характер, сильно ориентированный на сексуальную сторону. Такие женщины по натуре либеральны и терпеливы, им чужды высокие устремления и усилия воли, они не склонны напрягаться даже для приобретения материальных благ. Они не любят конфликты и затруднения. Они предпочитают следовать по пути наименьшего сопротивления. Могут чрезмерно заботиться о своем благополучии, ублажении потребностей физического тела.

Вода. Любовь, которой они живут - плавная, текучая, большое значения придается любовной игре, и ее ориентация на секс носит более разнообразный характер. Эти люди очень дружелюбны, благоприятно действуют на окружающих, имеют прекрасное здоровье. Они склонны к упорядоченности и размеренности во всем, что делают. Когда их нагружают, проявляют эгоистичность, обидчивость и  злобность.

Огонь. Любовь открытая и пламенная, ее суть - покорять и сжигать. В ее жизни играют роль психологические мотивы. Женщины этого типа энергичны, настойчивы, целенаправленны, неутомимы в труде. Это лидеры, их призвание - борьба. Нарушения приводят к злоупотреблению своей силой, склочности, патологическому тщеславию, похотливости, они внушают отвращение к себе своим поведением. Малейшее неудобство или боль приводят в бешенство, владеть собой, соблюдать диету она не может, т.к. не выносит никаких ограничений.

Воздух. Любовь, которой живет женщина - всеобъемлющая. Для такой женщины основное значение имеет душевная близость с любимым человеком. Они уравновешены, помыслы чисты, эмоции всегда под контролем. Они усердны, дисциплинированы, бескорыстны, любят трудиться, пользуются любовью и уважением всех. При психологических нарушениях у них повышенная разговорчивость, склонность к истерикам, неспособность контролировать смену эмоциональных состояний. В отношениях с людьми часто неблагодарны, нелицеприятно высказываются о тех, кто к ним хорошо относится, предъявляют необоснованные претензии.

Эфир. Женщина элемента Космоса живет всеохватной любовью. Развитый ум, благородство, любовь, самоотверженность. В случае психологических нарушениях теряет способность к сосредоточению, лишается спокойствия и самообладания, не может полноценно мыслить, лихорадочно мечется или наоборот, становится вяло ленивой. Леность ума и суетность лишают способности к какой-либо сложной работе, и она отчаивается по любому пустяку.

Как видно из приведенных описаний, мифологический образ индийской женщины разнообразен, и, наверное, каждая российская женщина может увидеть в одной из них собственные черты.

Требования к современным женщинам таковы, чтобы она была удобна для окружающих, понятно, что женщинам это не нравится, что приводит к внутренним и внешним конфликтам.

Исследования неадекватного отношения к материнству показывают его тесную связь с сексуальной сферой. Известно также, что детей, родившихся в результате насилия, женщины не любят.

К.Хорни – известный психоаналитик, еще вначале ХХ века отмечает, что в некоторых случаях запрет на проявление сексуальности проявляется в нарушенном отношении к материнству как отвержение самой возможности беременности или выкидышей, случающихся «без видимых органических причин», а также бесчисленных жалоб на плохое самочувствие во время беременности. «Во время родов могут проявиться такие расстройства, как невротическая тревога или функциональная слабость схваток. У других женщин затруднения возникают в связи с уходом за ребенком: от неудачных попыток кормления грудью — до нервного истощения. Или же вместо теплого материнского отношения к ребенку мы видим раздражение или панику, в основе которых лежит желание отделаться от ребенка, сдав его какой-нибудь няньке. Нечто подобное происходит и с отношением женщины к ее домашним обязанностям, все становится непомерной нагрузкой».

Незрелость женщины как матери проявляется в снижении материнской компетентности, адекватного восприятия материнства и отношения к своему ребенку. Постоянно растет количество семейных детей, чьи родители проводят с детьми мало времени в связи с тем, что вынуждены постоянно работать для обеспечения семьи. Это также дети, чьим воспитанием занимаются няни, частные преподаватели и т.п. Случаи жестокого обращения с детьми, установленные судом, исчисляются тысячами в год.

Как показывают исследования, если мать относится к себе негативно, она транслирует это ребенку. Если женщина недовольна своей жизнью, в том числе и сексуальной, она также будет транслировать это ребенку; именно с этой точки зрения сексуально неудовлетворенная женщина не сможет быть хорошей матерью в полном смысле этого слова. Обращает также на себя внимание тот факт, что на формирование личности женщины семья влияет больше, чем на личность мужчины. С двойными стандартами, требующими от современной женщины слабости и силы одновременное, справляются не все. Те, которые справляются, развивают в себе андрогинность, а те, которые не справляются, либо начинают полностью отвергать себя как женщину и полностью переориентируются на карьеру, либо полностью подчиняются мужчине и могут подвергаться насилию.

 

Автор статьи - психолог Ижванова Елена Михайловна.

 

 

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Хочешь получать скидки, интересные статьи и информацию о программах, подписывайся на рассылку!