Позывные секса

 

Порой случается так, что радужные ожидания гармоничного секса сменяются мраком опустошающего разочарования. Вместо радостного единения, телесного экстаза и душевной близости, люди приобретают сексуальные неврозы и психические травмы. Драматический накал эмоций сигнализирует об отсутствии взаимопонимания, а отношения напоминают военные действия со своими стратегиями, тактиками и партизанской борьбой. Каковы причины партнёрских сексуальных неудач и дисгармоний? На что необходимо обратить внимание?

 

 

Когда в сексе не всё в порядке, почему-то часто говорят об исключительно психологических причинах дисфункционального взаимодействия. Оставив домыслы в стороне, обратимся к комплексному подходу. Это значит, что проблемы в сексе могут быть связаны как с биологическими аспектами, с социальными реалиями, так и с областями психологического.

 

Разумеется, воспитание дома и родительское «программирование», информация, полученная в школе и на улице, массмедийные послания напрямую влияют на формирование будущих социальных, психологических, поведенческих моделей сексуальности. При этом, ценностные ориентиры и взгляды, привнесенные извне, адаптируются и воспроизводятся часто без всякой критики. Сведения, почерпнутые из интернета, художественной литературы, фильмов, дворовых рассказов или порно, мало пригождаются, когда на другом конце гениталий оказывается живой человек со своими чувствами, эмоциями и надеждами. Поскольку, в массе своей, такое научение сексуальности попросту вредно, неудивительно, что мы становимся свидетелями увеличивающегося количества разводов, абортов, юношеских суицидов и пр.

 

Как бы то ни было, психологические предпосылки партнерского непонимания подразумевают индивидуальные характерологические особенности личности, разные уровни интеллекта, отличия в восприятии тех или иных ценностей. Сюда же можно отнести, принадлежность к различным социальным группам и лояльность принятым в них убеждениям. Это значит, что ожидания и потребности могут трагически не совпадать. Бывает и так, что родители и/или другие родственники не принимают выбора пары.

 

Неоправдавшиеся надежды, «бегство» в близость с целью избежать дискомфортного проживания в той или иной среде, симбиотическая «склеенность» с родителями, различные воззрения на воспитание детей, эгоцентризм и неврозы, стремление модифицировать своего избранника – всё это губительно для гармоничных доверительных отношений.*

 

Сформированные т.н. полоролевые акцентуации и поведение значительно влияют на понимание лидерства. Так, представления о проявлениях, функциях и границах мужского и женского в паре могут существенно различаться. Выраженность и приверженность той или иной роли (кроссполовые/гиперролевые акцентуации, трансформации полоролевого поведения)** многое определяет в отношениях. Например, мужчине может нравиться готовить, сидеть с детьми и выполнять домашнюю работу, а женщине - служить в силовом ведомстве, руководить. Но, что хорошо для одних, категорически неприемлемо для других. На этом фоне ожидание радикальной смены ролей и иного поведения было бы самонадеянным.

 

Важно понимать устойчивость таких моделей. Изменить человека против воли, навязывая свои представления невозможно. Часто проблемы возникают из-за тщетных ожиданий «исправлений» и «улучшений». Стратегии Мальвины или Пигмалиона, с надеждами на то, что партнёра удастся скорректировать и переделать, нередко приводят к досрочному завершению отношений. Или, как некогда сказал американский психолог Стивен Краун «Женщина выходит замуж в надежде, что мужчина изменится, но он не меняется. Мужчина женится в надежде, что женщина не изменится, но она меняется».***

 

Здесь же необходимо упомянуть о нарушениях привязанности, созависимых отношениях, т.н. любовной аддикции, а также об аддикции избегания. Ведь вступающим в отношения неясно, что будет потом. Диапазон широк: взаимное уважение к территории друг друга, полное слипание и растворение, попытки поглощения и тотальный контроль, регулярное отдаление–приближение, требования безраздельного служения, измены, ссоры и примирения, планирование побега и многое другое.

 

Кодировки сексуальности

 

Наряду с этим, возникает важный вопрос: а как вообще соотносятся между собой любовь и секс? Исследователи выделили пять моделей:

 

1) Так называемая, «платоническая» модель. Здесь речь идет о несексуальных и возвышенных проявлениях любви, лишенных эротики. Секс рассматривается как нечто низкое и вульгарное. Присутствует противопоставление любви и секса.

2) «Чувственная» модель, в которой любовь органично и неразрывно связана с сексуальным желанием и чувственными проявлениями. Секс является осевым, основополагающим фактором.

3) «Интегральная» модель, то есть – вариант, сочетающий в себе психологический и сексуальный аспекты. Секс и любовь едины и неделимы, они формируют целостность гармоничных взаимоотношений. 

4) Модель, в которой секс и любовь противопоставлены. Секс возможен и без любви. Сексуальная близость может происходить и без присутствия чувственного компонента. 

5) Модель секса без любви, где партнеров связывает исключительно секс. Может присутствовать некоторая симпатия и привязанность, но не более того.****

 

Что же еще влияет на формирование сексуальных стереотипов и сексуальное поведение? В первую очередь, «половая конституция» - то есть сочетание физиологических особенностей человека, основанных на индивидуальных генетических характеристиках. Половая конституция бывает: сильной, средней и слабой. Именно она, во многом, предопределяет сексуальное функционирование и стремление к интимной близости. Партнер с сильной половой конституцией не будет счастлив с партнершей со слабой. И наоборот.

 

Этот биологический неизменный аспект корреспондирует с: 1) типом сексуальной культуры и 2) сексуальной мотивацией. Рассмотрим это подробнее.

 

Специалисты выделяют разные типы сексуальной культуры. По сути дела, эти виды являются квинтэссенцией сформировавшихся схем восприятия/поведения, ценностей и акцентов интимности. Они подразумевают особую индивидуальную сексуальную приверженность сложившимся тем или иным тематическим шаблонам социальных, психологических, духовных, эмоциональных и физиологических доминант. Эти комбинации классифицируются следующим образом.

 

Гармоничные типы сексуальной культуры:

 

1) «Аполлоновский» тип. Сексуальная близость воспринимается как нечто светлое, одухотворенное и альтруистическое. Это и есть то, что поэтически описывается в романтической литературе. Партнеры уважительны и внимательны. В отношениях важно взаимное удовлетворение, поэтому партнеры заботятся о том, чтобы доставить друг другу оргазм. Стремление к удовольствию включает в себя и использование ласк широкого диапазона. Это секс без страха и натуги. Присутствует гедонистическая мотивация сексуального поведения. Телесная близость основана на психологической и эмоциональной близости. Исключительно радость и гармония в любви и сексе.

 

2) «Мистический» тип характерен для некоторых восточных культур. Такая разновидность сексуальной культуры встречается в Индии и Китае. За подобным отношением к сексу стоят столетия особых практик, корпусы специальных текстов, особые цели и ритуалы. Сексуальные отношения воспринимаются как неотъемлемая часть любви и духовной близости. Служение и поклонение мужскому и женскому началу в сексе означает принятие божественной природы любви и гармонии. Приверженность этому выбору означает следование по пути служения Богу (богам). В определенных пределах это связано со стремлением к самосовершенствованию к просветлению. Ласки изысканы, при этом «мистический» тип сексуальной культуры предполагает особую духовную и физическую подготовку.

 

Дисгармоничные типы сексуальной культуры:

 

1) «Либеральный» тип сексуальной культуры. Наблюдается лояльное отношение к смене партнеров, абсолютная терпимость к одновременному сосуществованию нескольких партнеров. В отличие от гармоничных типов сексуальной культуры, здесь сексуальные отношения базируются не обязательно на основе любви. Секс воспринимается как полезная и очень приятная часть жизни, связанная с разнообразным наслаждением. Но с духовной, психологической и эмоциональной близостью и общностью здесь большие проблемы. Сексуальная мотивация - гедонистическая, но без какого бы то ни было альтруизма.

 

2) «Оргиастический» тип сексуальной культуры. Эта модификация подразумевает проявления разнообразных вариантов сексуального самовыражения. Допускается не просто смена партнеров, но и открытость/готовность к различным девиациям, групповому сексу, гомосексуальным контактам, другим видам сексуальной активности. Секс выступает в качестве источника удовольствия, в то время как запреты сведены к минимуму. В связи этим, можно вспомнить оргии в Древнем Риме или же теорию и практику free love у хиппи.

 

3) «Невротический» тип сексуальной культуры. С интимными отношениями тут все не просто: присутствует фоновое ощущение угроз и страха. Темы секса вызывают ощущение дискомфорта на разных уровнях. Противоречивое восприятие секса связано с наличием всевозможных внутренних конфликтов. Соответствующим образом, и наличествующая сексуальная мотивация – невротическая, что напрямую отражается на отношениях.

 

4) «Патриархальный» тип сексуальной культуры. Здесь можно говорить о ролевой поляризации мужского и женского. При этом, для женщин существуют более строгие моральные установки и особые предписания. Двойные стандарты, жесткие внутренние инструкции и правила определяют и регламентируют связи и поведение мужчин и женщин.

 

5) «Примитивный» тип сексуальной культуры. В отношении людей, придерживающихся этой разновидности сексуальной культуры, часто используется определение – «интеллектуально сниженные». Зачастую, это люди с органическими нарушениями центральной нервной системы, энцефалопатиями, тяжелыми личностными расстройствами и т.п. Этическое и эстетическое понимание близости у них отсутствует. Генитальный тип сексуальной мотивации определяет желание секса, в котором, по сути, нет и не может быть никакой эмоциональной, духовной и психологической близости.

 

Девиантные типы сексуальной культуры:

 

6) «Девиантный» тип сексуальной культуры. Приемлемы абсолютно любые проявления девиантной (то есть, отклоняющейся от нормы) сексуальности. Партнеры воспринимаются в качестве неких «орудий» или «приспособлений», с помощью которых удовлетворяются собственные сексуальные потребности. Это в прямом смысле слова – обезличенный секс, где личностные особенности и персональные характеристики совершенно не важны. Отношение к партнеру откровенно утилитарное и потребительское. В качестве движущей силы выступает т.н. генитальная мотивация или же перверсивные импульсы.

 

7) «Гиперролевой» тип сексуальной культуры. Тут принадлежность к одному полу ценится выше, чем к другому. В силу гипертрофированной яркой выраженности маскулиного или фемининного, эта разновидность сексуальной культуры включает в себя садистические или мазохистические компоненты. Соответствующим образом, обязательным условием для сексуального возбуждения является либо: 1) причинение морального или физического урона, нарочито грубое, жестокое поведение или 2) испытывание страданий лицами противоположного пола.

 

Асексуальные типы сексуальной культуры:

 

8) «Пуританский» тип сексуальной культуры. Вопросы, связанные с сексом всячески избегаются и игнорируются. Ханжеское отношение к сексу подразумевает вытеснение и отрицание различных тем и аспектов жизни, касающихся интимности. Проявления секса часто воспринимается как нечто негативное и чужеродное, а порой и непристойное. Лицемерное пуританское понимание сексуальности вызывает в памяти соответствующие реалии викторианской Англии, а также другие эпизоды истории, когда оказывалось, что «…секса нет» и вовсе.

 

9) «Репрессивный» тип сексуальной культуры. Секс воспринимается как нечто недостойное и предосудительное. Как правило, за проявления сексуальности следует жесткое наказание. Сложившиеся принципы морали подразумевают суд и кару за выражение интереса к сексу или какую-либо из форм сексуального самовыражения. *****

 

Не менее важно в отношениях и понимание так называемой сексуальной мотивации как некой движущей силы в сфере интимного. Сексуальная мотивация бывает 1) «игровой», 2) «гомеостабилизирующей» 3) «шаблонно-регламентированный» и 4) «генитальной».******

 

а) «Игровой» тип мотивации включает в себя сочетание сексуального и романтического элементов. «Для носителей этого типа половой акт – не механическое отреагирование ряда автоматизированных рефлексов, а акт, в который они привносят игру фантазии, выдумку, и который они всякий раз переживают как единственное, неповторимое событие, как первооткрытие, которое еще не имело места в прошлом».*******

 

b) «Гомеостабилизирующей» тип сексуальной мотивации. Здесь можно говорить о стремлении преодолеть (не допустить) возникновение неприятных гнетущих ощущений, нарушающих внутренний баланс. Таким образом, сексуальная активность призвана преодолеть половую абстиненцию во избежание физиологического, эмоционального, психологического дискомфорта.

 

c)  «Шаблонно-регламентированный» тип сексуальной мотивации. Стремление упорядочить сексуальную инициативу отличает этот тип отношений. Условно говоря, это - секс по «средам и пятницам». Наличие определенных незыблемых схем и условий определяет и регулирует половую активность. Верность сформированному шаблону и стандартам необычайно важна и принципиальна.

 

d) «Генитальный» тип сексуальной мотивации подразумевает возникновение желания осуществить интимный контакт в ответ на соответствующие физиологические сигналы в половых органах. Так, например, эрекция провоцирует импульс к поисковой активности для последующего секса. Ощущения возбуждения определяют содержание и динамику интимных контактов. Какая-либо избирательность и этические принципы здесь программно отсутствуют.

 

Все вышеизложенное иллюстрирует значительную вариативность сексуальных индивидуальных особенностей, предпочтений и акцентов. Необычайно важно это понимать для того, чтобы иллюзии не препятствовали созданию близких и удовлетворяющих отношений. Зная об этом, можно избежать дискомфорта, связанного с распространенными заблуждениями, стереотипизациями, делением на «мужское» и «женское». Генерализации, гиперобобщения и попытки втиснуть избранника в прокрустово ложе своих представлений зачастую могут иметь негативные последствия для физического и психического благополучия. Поэтому решать возникающие затруднения необходимо профессионально – с помощью психологов, психотерапевтов или психиатров, имеющих специальную подготовку в области сексологии.

 

 

* Житловский В.Е. Сексология и сексопатология. Основные вопросы реабилитации. М., 2007. С. 95-98

** Алексеев Б.Е. Полоролевое поведение и его акцентуации СПб., 2006

*** Цит. по Джуан С. «Странности нашего секса». М., 2009

**** Лев-Старович З. Секс в культурах мира. М., 1991

***** Щеглов Л.М. Основы сексологии. СПб., 2010. С. 45-46

****** Общая сексопатология (под ред. Васильченко Г.С.). М., 2005. С. 160-163

******* Там же. С. 161-162

 

 

Автор статьи - психолог Дмитрий Барабанов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Хочешь получать скидки, интересные статьи и информацию о программах, подписывайся на рассылку!