Гиперопека

 

Само слово гиперопека подразумевает чрезмерность и избыточность, преувеличенность заботы о ком-либо. В психологии, чаще всего, этот термин применяется при описании соответствующих детско-родительских отношений. Очевидно, что за подобным родительским «неравнодушием» скрывается вполне объяснимое желание защитить своего ребенка, помочь ему выжить в мире, полном опасностей. Однако, подчас характер этого «беспокойства», демонстрируя свои крайние формы, негативно влияет и на детей, и на родителей.

 

Дело в том, что, сформировавшись, гиперопекающее поведение начинает затрагивать буквально все области жизни ребенка. Бдительность и контроль со стороны беспокоящегося родителя не ослабевают ни на минуту, порождая у ребенка несамостоятельность, зависимость, безынициативность, безответственность, ограниченность мышления и поведения. Это происходит в силу навязывания определенных мыслительных, эмоциональных и поведенческих шаблонов, являющихся с точки зрения родителей наилучшими, спасительными и безвредными. Таким образом, акцентируются темы:

 

1) перманентно присутствующих угроз

2) некомпетентности

3) бессилия и беспомощности ребенка.

 

Стоит ли удивляться, что постоянная напряженность, недоверие к миру, людям и ситуациям, заставляют опасливого ребенка действовать исключительно в рамках предписываемого родителями репертуара. Такие дети развиваются медленно и односторонне. Негибкость в овладении различными важными жизненными навыками влияют на отношения с другими людьми, социализацию, здоровье, поведение, эмоции и чувства, интеллектуальное формирование, творческую активность и т.д.

 

Фильтры гиперопеки также воздействуют и на расстройства в мотивационной сфере. Дети гиперопекающих родителей оказываются неподготовленными к встречам с различными жизненными затруднениями, подчас воспринимая их с ужасом и ожидая помощи со стороны. Так называемая «поисковая активность» ребенка (термин В.С. Ротенберга*) пресекается или корректируется родителями, уступая место «выученной беспомощности» (понятие Мартина Селигмана**).

 

Как правило, опекающее поведение проявляется у тревожных родителей, имеющих либо реальные, либо гипертрофированно преувеличенные опасения. Эти страхи могут быть связанны с темами здоровья, безопасности, одиночества, неясного будущего, стабильности социального и материального положения, а также с  каким-либо негативным опытом. Помимо того, что боязнь за детей может быть спровоцирована имевшими место неприятностями, - желание контролировать и заботиться отражает особенности эмоционального и психологического восприятия родителей. Здесь все имеет значение - характер отца или матери, особенности их воспитания, приверженность традициям, тип нервной системы, разновидность т.н. «семейного сценария». Так, например, миф «Мы - дружная семья», подразумевает сильную сплоченность членов семьи на фоне потенциальных опасностей и, одновременно, настороженность и недоверие к окружающим, сложности с социальной интеграцией.

 

Формируя безынициативное поведение, с оглядкой на авторитетные фигуры, опыт предков, традиции и потенциальные опасности, родители способствуют созданию зависимости у ребенка. Дети становятся своего рода некомпетентными «филиалами», подчиненными Центру. Зачастую бывает, что кто-то один из супругов (как правило, мать) более склонен к проявлениям гиперопекающего поведения. В таком случае, помимо обозначенных выше функций, речь подчас идет и о формировании своеобразной коалиции с ребенком. Особенно явно это проявляется на фоне скрытых или явных конфликтов с отцом/мужем. Ребенок же «вербуется» как доверенное лицо, единомышленник, друг, защитник и участник «группы психологической поддержки». Если такое единение происходит, травматичные переживания и вред, наносимый психике ребенка-«заложника», трудно измерить.

 

Аналогичный механизм заставляет гиперопекающе действовать родителей, испытывающих всевозможные страхи, особенно страх одиночества и покинутости. Утилитарное, эгоистичное отношение к будущему ребенка ни мало не смущает родителей, успокаивающих себя иллюзиями контроля и режиссирующих «правильные» судьбы своих детей. Но бывают и другие варианты. Например, родители, реализующие свои честолюбивые замыслы и ожидания за счет успехов своих детей. К несчастью, дети зачастую не могут насладиться плодами своих побед, потому что взыскательным родителям всегда будет мало. Дети же, подобно античным Сизифу и Танталу, вынуждены постоянно стремиться вперед и бесплодно стараться, находясь под пристальным «судейско-критическим» наблюдением. Ребенок, пытающийся заслужить похвалу и получающий социальное признание, временно компенсирует, «исцеляет» нарциссические раны амбициозных родителей.

 

Порой у гиперопекающих родителей образуется нечто вроде «слепого пятна», когда они искренне не способны увидеть разницу между вчерашним малышом и своим уже выросшим чадом. Эта предвзятая негибкость дает родителям иллюзию спокойствия и прогнозируемости. Стоит ли говорить, что постоянная бдительность и мнительность невротизирует детей, формируя устойчивое фоновое беспокойство. Однако, поскольку организм не может непрерывно находиться в «боевой готовности», часто это внутреннее напряжение приводит к истощению ресурсов, и, как следствие, к различным заболеваниям.

 

Как бы то ни было, можно долго составлять списки причин, побуждающих родителей действовать гиперопекающе: сценарная воспроизводимость, тревоги о будущем, иерархия семейных ценностей, нежелание рисковать, персональный инфантилизм и недальновидность, страхи одиночества или свойства темперамента. В любом случае, вред от формирования зависимого поведения бесспорен. Как повлияет гиперопека на карьеру, самореализацию, чувство собственной значимости и самоуважение, проявления искренности, принятие решений, отношения с другими людьми, создание собственной семьи? Может ли стать ребенок счастливым в условиях несвободы, насаждения шантажных стратегий отвержения и вины, обслуживая ожидания окружающих? Полагаю, ответ самоочевиден.

 

* Ротенберг, Вадим Семенович (род. 1941) — психофизиолог, создатель (в сотрудничестве с В.В. Аршавским) междисциплинарной концепции поисковой активности.

** Селигман, Мартин (род. 1942) - американский психолог, основоположник позитивной психологии. Директор Центра позитивной психологии в Университете Пенсильвании.

 

Автор статьи - психолог Дмитрий Барабанов

 

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Хочешь получать скидки, интересные статьи и информацию о программах, подписывайся на рассылку!