Чужих детей нет

 

Ни для кого не секрет, что в нашей стране много детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые находятся под опекой государства. Но, к сожалению, государство за общей заботой обо всех детях, не видит конкретного ребенка с его нуждами и желаниями.

Каждому ребенку нужен значимый взрослый человек, который возьмет ответственность за него, с кем можно посоветоваться, поговорить, рассказать о своих бедах и горестях, а также о победах и радостях. Человек, который проведет этого ребенка через всю жизнь, подставляя свое плечо, как делают это наши родители.

Из своего опыта могу сказать: люди в нашей стране, не работающие в общественном секторе, даже не представляют, как живут дети в государственных учреждениях. Они одеты, обуты, накормлены, в комнате плазма, в кармане модный телефон, а что в душе этого ребенка?

До того, как я начала работать с детьми из детских домов, я представляла себе их бедными, чумазыми, замученными детишками, которые сидят у окна и ждут, когда их заберут оттуда. Это распространенный стереотип. Когда я впервые пришла в детский дом, я была как напуганный заяц, мне было страшно. Такая жалость меня распирала, прямо до слез. Я боялась, что уйду из детского дома с десятком детей, так как не смогу их там оставить, когда увижу. Впервые пообщавшись с девочками-подростками от 12 до 18 лет, я была удивлена: красивые девчонки, ухоженные (я ожидала страшненьких, грязненьких детей), очень закрытые, мало кто из них хотел общаться, было видно, как их все приезжающие достали, только потом я поняла, что детский дом – это их дом. Если к вам придут домой и скажут: «Давайте я у вас сейчас семинар проведу». Что вы сделаете? Я бы, скорее всего, отказала.

Но, не смотря на то, что в итоге мы подружились и сейчас хорошо общаемся, переписываемся, созваниваемся, я поняла одну очень важную вещь: нужно сосредоточить свои силы и внимание на одном ребенке, и только тогда будет результат!

В государственных учреждениях воспитатели физически не могут уделить каждому ребенку достаточное внимание: выслушать, узнать, какие у этого ребенка запросы, помочь сделать ему домашнее задание. В школе эти дети ничьи, их называют «детдомовские», там тоже ими никто не занимается, а в некоторых школах откровенно хотят избавиться, потому что они портят рейтинг школы.

Конечно, лучше всего взять ребенка в свою семью, и в процессе совместного проживания помогать ему по учебе, ежедневно, кропотливо помогая выполнять все домашние задания. Но, если вы по каким-то причинам не можете это сделать: сами не готовы или не готова ваша семья, так как большая занятость на работе или недостаточно места в доме; вы все равно можете помочь, если у вас есть желание! Существует такая форма устройства ребенка в семью как «гостевой режим» (но мне больше нравится «гостевая семья», поэтому далее буду называть это так), а точнее временная передача ребенка в семью на выходные, праздничные и каникулярные дни.

«Гостевая семья» для ребенка – это подарок. Это возможность выйти за стены детского дома, увидеть другую жизнь. Некоторые люди спрашивают меня: «А это не вредит ребенку? Он же надеется, что вы его заберете навсегда!» С ребенком надо сразу проговаривать, что он к вам будет ездить в гости, забрать вы его к себе не сможете. И периодически, если будет заходить речь об этом, если у вас ничего не изменилось, проговаривать это снова с ребенком. Не давайте ему пустых надежд! Даже, если он все равно будет надеяться, пользы от «гостевой семьи» намного больше, чем разочарование от несбывшихся ожиданий.

Дети в детском доме ограничены в личном общении, рядом миллион людей, а открыть душу некому. Обратиться за помощью – тоже. Приезжая к вам в гости, ребенок постепенно начнет делиться своими мыслями, чувствами, эмоциями, что очень важно, так как в детском доме они часто «ставят себя на паузу». Он сможет увидеть модель семьи, какие права и обязанности у членов семьи, какие отношения и многое другое. Даже, если вы живете один, все равно ребенок будет видеть ваши отношения с родственниками и друзьями, ему нужен этот пример. Также он научится выполнять элементарные домашние обязанности: вынести мусор, постирать вещи, подмести и помыть пол, сходить в магазин и купить продукты, приготовить еду. Может быть, многим из вас покажется это странным: как можно не уметь это делать. Но ребенок в детском доме не умеет, потому что в столовой есть повар, он приготовит, воспитатель в группе приберет, прачка вещи постирает, одежду выдадут. Поэтому выходят оттуда дети абсолютно не подготовленные к жизни.

Чтобы оформить «гостевую семью» нужны следующие документы: копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; выписка из домовой книги и финансово-лицевого счета, возможно, свидетельство о собственности; справка об отсутствии судимости; медицинская справка о состоянии здоровья установленного образца; акт обследования жилищных условий (выдается в органах опеки и попечительства по месту прописки или фактического проживания); справка о доходах; согласие всех членов семьи; свидетельство об окончании ШПР (Школы приемных родителей).

Официального списка документов нет, здесь я написала то, что запросили у меня, когда я оформляла «гостевую семью». В любом случае, когда вы приедете в опеку, вам все расскажут, дадут полный список документов.

Еще хотелось бы остановиться на таком моменте: оформите сначала документы, а потом идите знакомиться с детьми. Я видела многих детей в детских домах, которых хотели забрать в приемную семью или «гостевую семью». Потенциальные приемные родители приходили к ним, параллельно оформляя документы, и по каким-то причинам опека отказывала. Поверьте, у детей сносит крышу! Поэтому давайте думать и о них тоже. То, что вы прошли весь путь сбора документов, уже показывает, что вы настроены серьезно.

Найти ребенка можно несколькими способами: изучить федеральный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей на сайте (www.usynovite.ru); посмотреть базу видеоанкет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на сайте (www.changeonelife.ru); обратиться в органы опеки; обратиться в любой детский дом.

Не желательно брать детей младше 10 лет, если в будущем вы не планируете забрать их в свою семью, потому что маленьким детям очень сложно понять, почему их забирают, а потом возвращают обратно. Конечно, в каждом конкретном случае лучше посоветоваться с психологом детского дома.

 

Когда вы найдете того, кто вам понравится, ваша и его жизнь изменится: этот ребенок будет ждать выходных, чтобы поехать к вам. Если вы будете помогать ему в учебе, он поверит в себя, начнет лучше учиться, повысится его самооценка. Вы станете для него тем значимым человеком, которого у него никогда не было. Все его победы, станут вашими победами!

 

Друзья мои, давайте не будем ограничиваться рамками только своих интересов, своей семьи и своих родных! Чужих детей нет. Мы можем помочь этим детям, каждый в силу своих возможностей. Станьте наставником для ребенка, и вы увидите, что все было не зря! А наш Благотворительный фонд «Путь домой» готов помочь вам, оказывая психологическую, юридическую и информационную поддержку.

 

Автор статьи – психолог Елена Прудникова

Эта статья опубликована в 1 номере федерального журнала Беспризорник  за 2014 год.

 

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Хочешь получать скидки, интересные статьи и информацию о программах, подписывайся на рассылку!